Воскресенье, 25.06.2017, 13:36



От ВИА до "металла"


Музыкой в стиле "хэви метал" со всеми "прибабахами" - кожей, железом – как правило, увлекаются молодые люди. Пик этого музыкального течения в бывшем СССР пришелся на расцвет 80-х, когда нам было чуть за двадцать. С тех пор много воды утекло, и, перефразируя пушкинское "иных уж нет, а те далече", - многих команд, гремевших в ту пору, уж нет, и мы далече, и давно уже вышли из этого замечательного возраста… А гляди ж ты: объявили приезд группы "Кипелов" - одних из "последних из могикан" "хэви металл" – и встрепенулись их верные фанаты, давно добропорядочные отцы семейств, а то и дедушки. Да не одни, а со своими отпрысками. Достали с антресолей или прикупили необходимое - и готовятся… В начале апреля в Израиле состоятся грандиозные концерты группы "Кипелов" - к сожалению, всего три - с презентацией нового альбома "Жить вопреки", а что есть наша жизнь в Израиле, как не это?!

- Валерий, я прочитал, что первые музыкальные
шаги вы сделали в группе "Крестьянские дети", которая выступала преимущественно на праздниках и свадьбах. Чем было вызвано такое экзотическое название ансамбля и какой репертуар он исполнял?


- Дело в том, что ребята были старше меня лет на пять и, наверно, начитались в свое время Некрасова и других стихов русских классиков и считали себя крестьянскими детьми. А на барабанах они выбили из металла крестьянина, пашущего землю, - была такая интересная чеканка по металлу. Это и обусловило название ансамбля. А репертуар состоял из песен советских композиторов, хотя ребята пытались что-то сочинять и что-то свое, собственные песни на стихи Есенина, Рождественского… Еще мы пытались исполнять, как это в то время называлось, "песни зарубежных исполнителей": "Beatles", "Rollings Stones"… Такая была музыка! Это продолжалось достаточно долго - с 1972 года по 1978. В этом году я ушел в армию и, отслужив два года, в 1980-м вернулся...

- И что произошло потом?

- Я вернулся в ансамбль песни и пляски: там уже были музыканты из разных ансамблей, - кто-то не смог "откосить", поэтому их и направили в этот ансамбль. Я туда попал не сразу. Но мне сказали, чтобы после армии я попробовал свои силы на профессиональной сцене.

- Это все понятно, а как вы попали собственно в группу – ВИА, как они тогда назывались? Как начался собственно путь, который привел вас к группе "имени себя"?

- (улыбается) Первым моим профессиональным ансамблем стал коллектив "Шестеро молодых". В нем был Николай Расторгуев и разные музыканты, - менее или более известные. Почти сразу, примерно месяц спустя, этот ансамбль практически в полном составе перешел в ВИА "Лейся, песня"...

- Это даже я помню, известная была группа…

-Но счастье было недолгим: в 1985 году этот ВИА не сдал государственную программу и закрылся. -

- Я думаю, что здесь нужно некоторое пояснение, хотя мне лично ясно, о чем идет речь...

- Мы играли в этом ансамбле пять лет. Это тоже в основном были песни советских композиторов - много исполнялось песен Добрынина, песни приносили и молодые авторы. Я абсолютно не жалею об этом времени. А закрытие ансамбля связано с тем, что как раз в 1984-1985 годах, когда еще был жив генеральный секретарь ЦК КПСС Черненко, началась "чистка" культуры, и все ВИА заставили проходить худсовет.

- Вот испытание худсоветом "Лейся песня" и не выдержал!

- Представьте себе: заседает специальная комиссия, которая смотрит, что играют музыканты с идеологической точки зрения. Мы должны были играть на 80 процентов песни членов Союза композиторов, и только на 20 процентов – что-то свое. Мы сдавали программу как требуется, но все равно не прошли, поскольку, по мнению комиссии, песни членов Союза композиторов в нашей аранжировке не соответствовали начальному замыслу авторов. Нам предложили изменить аранжировки, поменять внешний вид и тому подобное. Вот такой у нас был веселый просмотр!

- После этого вы некоторое время проработали в группе "Поющие сердца" под управлением Виктора Векштейна. В ней в разные годы работали известные музыканты, в частности Николай Носков. Как вы можете охарактеризовать свою работу в этом ансамбле?

- Да, после этого просмотра ансамбль "Лейся, песня" фактически распался - никто не хотел сидеть на репетициях и еще раз сдавать программу. Да и наш руководитель нам заявил, что больше не хочет этим заниматься - из-за безнадежности: все равно ансамбль закроют, а сидеть 2-3 месяца на репетиционном периоде и ждать, пока мы сделаем новую программу, – бессмысленно!

В это время мне позвонил Виктор Векштейн: он на базе "Поющих сердец", которые спокойно прошли все препоны и сдали программу, создал рок-группу, так как понимал, что времена меняются. К тому времени там был достаточно известный певец Николай Носков и другие рок-музыканты. Они назывались "Поющие сердца", но играли совсем другую музыку, - свои песни. Векштейн что-то не поделил с Носковым и искал нового вокалиста: звонил разным музыкантам и случайно попал на меня. Я точно не знал, что он затевал, - может быть, он хотел сделать группу, которая бы аккомпанировала его жене – певице Антонине Жмаковой. Я пришел, прослушался, и Виктор мне сказал: "Все в твоих руках, будем формировать новую группу!"

- И так началась "Ария"?

- Туда пришли музыканты из разных групп, мы какое-то время играли непонятную программу: что-то оставшееся от Носкова, я тоже принес более-менее современные песни из репертуара ансамбля "Лейся, песня". Затем мы поняли, что нужно создать новую программу и написать новые песни, и решили, что должны играть достаточно модный стиль heavy metal. Мы записали первый альбом, и с этого начиналась группа "Ария"...

- Вы были ее солистом почти 20 лет! И я читал, что эти годы были для вас непростыми: например, из-за отсутствия гастролей и возникших финансовых проблем вам пришлось даже работать ночным сторожем. Что помогло выстоять и не сломаться? Многие музыканты не выдерживают подобных ситуаций и спиваются...

- Наверное, семья! К тому времени у меня уже было двое детей, и я понимал, что не могу себе позволить спиться, хотя у меня в голове были очень нехорошие мысли, поскольку была определенная известность, а тут я стал ночным сторожем! Мы по очереди сторожили репетиционную базу, на которой мы когда-то репетировали: там был склад аппаратуры, и мы там или репетировали, или просто сидели и охраняли. Я понимал, что это – временное явление. Я верил, что у нас есть перспективы. Мы времени зря не теряли: не только сторожили, но и пытались сочинять новую музыку и даже сумели записать альбом, а спустя некоторое время - еще один. Это был сложный период с 1992-го по 1994-й – засилье популярной музыки, "Ласкового мая". Нашу музыку перестали слушать. Кроме того, существовали большие проблемы с аппаратурой, не было нормальных залов. Но мы верили в то, что рано или поздно ситуация изменится, и, благодаря своей семье и поддержке родителей, за что я им очень благодарен, мне удалось выстоять в этот сложный период!

- Бывает ли дружба у рок-музыкантов (имеются в виду не коллеги по ансамблю, а конкуренты)? Вы уже упоминали Носкова и Расторгуева.

- Вы знаете, это сложно назвать дружбой. Мы иногда видимся - где-то пересекаемся, встречаемся на каких-то фестивалях... Я бы не назвал это дружбой, поскольку она подразумевает постоянное поддерживание контактов. Мы крайне редко видимся: раз в два или в три года, с некоторыми – еще реже. В основном все контакты происходят с теми музыкантами, с которыми ты работаешь. У нас неплохие отношения с Эдиком Шклярским из "Пикника", но и это невозможно назвать серьезной дружбой, поскольку мы тоже очень редко видимся. У меня мало друзей из среды рок-музыкантов, хотя с Колей Расторгуевым мы иногда созваниваемся. Назвать это дружбой? Да, наверное, мы – друзья, но мы видимся крайне редко!

- 1 сентября 2002 года образуется группа "Кипелов". Почему было принято решение о таком названии нового коллектива?

- Ситуация была примерно такая: музыканты, работающие в "Арии" (я, Терентьев и Манякин), поняли, что дальше мы работать не можем и рано или поздно все закончится конфликтом. Он уже был и назревал по разным причинам (я не буду о них говорить). И вот Терентьев с Манякиным пришли ко мне и сказали, что они собираются уходить из "Арии", и предложили уйти вместе с ними. Когда я начал спрашивать, как они хотят назвать группу, то мне предложили ее назвать "Кипелов". Это была НЕ моя идея. А почему именно "Кипелов", а не Валерий Кипелов? Валерий Кипелов – это сольный проект. Ребята мне сказали: "Как из зала кричат "Ария", точно так же кричат и "Кипелов". Поскольку я – вокалист, фронтмен (англ. frontman – участник музыкальной или творческой группы, к поведению на сцене, образу жизни которого приковано больше всего внимания. Часто фронтмен является лидером и руководителем группы. - Прим. автора), и есть определенное внимание к моей персоне, поэтому мои друзья не стали придумывать новое название и предложили назвать группу "Кипелов". Я сразу сказал, чтоб потом не было ко мне претензий по поводу культа личности. Мы все были на равных, просто понимали к тому моменту, что придумать новое название будет сложно. И время подтвердило правильность этого названия!

- Ваши дети – Жанна и Александр - стали профессиональными музыкантами. Это – ваша заслуга?



- Я не знаю, с чем это связано: вряд ли в этом есть моя заслуга, хотя я пытался воспитывать у детей правильный вкус в отношении к музыке, то есть разбираться, что - хорошо, а что – плохо. Они сами выбрали профессию. Я им сказал, что это – очень непростой путь, тем более для классического музыканта, что еще более сложное и неблагодарное в нашей стране дело. Моей дочери 30 лет, у меня две внучки: одной девять, а другой – два года, чему я очень рад! Жанна занимается детским хором, а сын Александр учится в Академии. Он виолончелист, окончил Гнесинское училище, но сразу не поступил в консерваторию. В этом году он будет снова пробовать поступать в консерваторию, причем сразу на второй курс!

- Я прочитал информацию о том, что Валерий Кипелов так и не научился хорошо водить машину, поэтому предпочитает общественный транспорт личному авто. Это действительно так?

- У нас с автомобилем как-то не сложились отношения, но когда машин не много, то я езжу на дачу: жена мне доверяет руль, и я могу проехать несколько километров. Но у меня самого такой тяги нет, да и ездить мне особо некуда: в зимнее время на концерты меня возит мой директор, а на репетиции я езжу на метро, поскольку в Москве нереально ездить на машине. На метро я еду 40-45 минут, а на автомобиле – 2-2,5 часа!

- Программа, которую вы привозите в Израиль, является презентацией нового альбома "Жить вопреки". Если можно, несколько слов о ней.

- 1 марта состоялся официальный релиз выхода этого альбома. Мы провели большую автограф-сессию, встречались со своими поклонниками, подписывали диски. Этот альбом писался достаточно долго, потому что нам хотелось сделать качественный альбом: музыка, тексты, аранжировка и запись были на уровне, чего нам раньше зачастую недоставало. Я считаю, что альбом получился. Его можно назвать достаточно концептуальным, поскольку все песни, в той или иной степени, связаны друг с другом. Альбом мы сводили в Германии, мастеринг делали тоже там, колумбиец нам рисовал обложку, так что новый диск получается довольно интернациональным. Я знаю, что фанаты очень долго ждали выхода нового альбома, а некоторые даже не верили, что мы его запишем. Музыку мы записали достаточно быстро, а с текстами были проблемы из-за моих разногласий с поэтессой Маргаритой Пушкиной. К сожалению, в этот альбом вошли не все песни: там девять новых треков. Я надеюсь, что этот альбом понравится слушателям. Те, кто его слушал, говорят, что это существенно отличается от того, что мы делали в "Арии" и предыдущем альбоме группы "Кипелов"...

- Это ваша первая поездка в Израиль?

- Нет, в Израиле я был много раз. Первая поездка, если я не ошибаюсь, состоялась в 1998 году в составе группы "Ария". Я подсчитал, что в Израиле был пять-шесть раз. Это в основном гастроли. Я хотел поехать на отдых на Мертвое море, но не получилось!

- Что бы вы пожелали зрителям?

- Мне всегда очень приятно приезжать в Израиль. В каких бы городах мы ни играли – в Хайфе, в Нетании, в Иерусалиме, в Тель-Авиве, – нам везде очень приятно выступать! Некоторые обижаются, когда я говорю, что Израиль для нас не заграница, - но мы приезжаем к своим! Мы себя там очень комфортно чувствуем, поэтому мне бы хотелось поблагодарить всех наших поклонников, живущих в Израиле, за это отношение: мы всегда чувствуем тепло их сердец и горячее отношение к нашей музыке! Огромное всем спасибо, надеюсь, до скорой встречи! Увидимся и постараемся порадовать вас новыми песнями!

13.03 10:06 Евгений Кудряц Спецкор MIGnews.com



КОНЦЕРТЫ



Copyright R&S © 2009-2017