Четверг, 27.04.2017, 19:52



Интервью группы "Кипелов" журналу Dark City, март 2011 г. (часть 1)

И вот, наконец, наше длительное ожидание будет вознаграждено: теперь уже точно известно, что новый альбом группы «Кипелов», получивший название «Жить вопреки», выйдет 1го марта сего года на лейбле «Мистерия звука». В альбом вошли десять композиций; сведением и мастерингом занимался немецкий звукорежиссер и музыкант Михаэль Фосс, а обложку альбома рисовал колумбийский художник Фелипе Мачадо Франко (Iced Earth, Lake Of Tears, Axel Rudi Peil и др.).
Конечно, по такому случаю надо было срочно делать интервью! Я была очень  рада возможности вновь пообщаться с Валерием Александровичем – тем более, что в этот раз во времени я была практически не ограничена.  Поговорить «вживую», а не по телефону, всегда приятно, а уж если беседа проходит в неформальной обстановке, а все собеседники (именно собеседники, поскольку в интервью принимали участие все музыканты группы «Кипелов») дружелюбно настроены – так это просто мечта журналиста!
После того, как кофе был налит, все музыканты собрались вместе и все «посторонние» разговоры – например, о влиянии курения на нервную систему и об особенностях гастролей по Израилю – были отставлены в сторону, мы приступили непосредственно к обсуждению нашего информационного повода – альбома «Жить вопреки». Хотя и без разговоров на более общие темы тоже не обошлось…

Итак, мои собеседники: Валерий Кипелов (вокал), Алексей Харьков (бас-гитара), Вячеслав Молчанов (гитара), Андрей Голованов (гитара) и Александр Манякин (барабаны). В основном на вопросы отвечал, конечно, Валерий, но присутствие всех музыкантов и их комментарии были очень важны!

- Валерий, вы уже упоминали как-то – достаточно давно, году в 2009 – что альбом будет практически концептуальным…

В.К.: «Ну, почти ничего и не изменилось с того времени. Он не то чтобы концептуальный, но там есть идея, которая все песни объединяет».

- И что это за идея?
В.К.: «Она заложена в самом названии альбома – «Жить вопреки». В каждой песне прослеживается эта идея: надо жить вопреки обстоятельствам. Всякое бывает, и по воле человека, и против его воли – свыше или откуда-то там – но человек должен с этими обстоятельствами бороться и крылышки свои не опускать. И пусть песни кажутся на первый взгляд пессимистичными, но там везде присутствует светлое начало и вера в то, что можно что-то изменить. Вот есть, например, такая песня, «Чёрная звезда»: там как бы совсем всё плохо. Чёрная звезда – предвестник конца света и всё такое… Это примерно о том, о чём говорится в фильмах вроде «2012», у Нострадамуса, о чём, якобы, говорит календарь майя (хотя говорят, что он не об этом вообще, и ничего там нет про конец света). Такая вот тематика альбома, в общем апокалипсическая, но всё равно там есть светлые моменты: может быть, это и не конец света…»

- Может и ошиблись?
В.К.: «Да нет – может быть, это начало новой жизни. Такая тоже версия есть»

- А откуда появилась такая тема? Это какая-то поэтическая метафора для отображения наших жизненных реалий, или просто что-то умозрительное?
В.К.:  «Иногда просто берётся тема, которая затрагивается везде. Вот, в средствах массовой информации, например: телевидение одно время просто каждый день об этом судачило.  Мы решили дать свой ответ на это, представить наше видение проблемы. Я, кстати, слушаю и учёных, и многие рассуждают на эту тему, обсуждают этот календарь майя – на самом ли деле это так, действительно ли там о конце света говорится? Но я от многих слышал – тех, кто действительно изучает культуру майя и знает их язык и эти их символы, что ничего там такого нет вообще, и ничего всё это общего не имеет с концом света. Разные есть толкования»
(Кстати, по последней версии, в календаре майя действительно ничего «такого» нет. 2012 означает всего лишь окончание очередной эпохи, а не конец света – по версии майя, каждая эпоха длилась около 394 лет – прим. авт.)

- А кто из музыкантов наиболее активно участвовал в разработке концепции? Вы упомянули сейчас, что Алексей – главный идеолог…

А.Х.: «Вообще, каждый участник коллектива внёс какой-то свой вклад и в концепцию, и в музыкальную часть. Мы все вместе обсуждаем какие-то мысли, идеи, которые приходят нам  в голову после прочтения книг, просмотра фильмов, как реакция на те события, которые происходят вокруг. Вырабатывается какой-то общий взгляд коллектива на определённые проблемы, и в ракурсе нашего стиля мы это доносим до слушателя».

- Может, это моё субъективное ощущение – которое, кстати, с возрастом появилось, некоторое время назад мне всё это совершенно нормальным казалось. А сейчас чувствуется, что как-то слишком много пафоса, что ли, в нашем хэви-метале. То есть, можно сказать то же самое какими-то более простыми словами, без такого нагромождения метафор. Почему у нас так сложилось?
В.К.: «Почему пафоса столько появилось? Ну, можно, конечно  - возьмём социальную тематику, например – можно конкретно говорить, как в газетах пишут. И есть такие группы, которые так и делают: «Вот, сволочи, нас обобрали, олигархи», и так далее. Но мы никогда этим не занимались, нам это никогда не нравилось. Был у нас определённый этап – вот я вспоминаю «Арию», были там всякие «печатные» цитаты  - «С кем ты?», «Воля и разум». Не очень хочется это повторять. Потом, мы, в своё время, даже тогда, отошли от этих прямолинейных лозунгов… Иногда нас обвиняют в том, что мы аполитичны. Конечно, если вспомнить питерский рок – Цоя, Кинчева, Шевчука, которые клеймили позором, боролись с системой, то мы на этом фоне не выглядели борцами. Да мы и на самом деле не боролись с системой. Мы боролись за качество музыки, за качество текстов. Иногда на первый взгляд может казаться, что это пафосно, а если посмотреть повнимательнее, то оказывается, что песня то совсем о другом на самом деле. Вот, например, песня «Жить вопреки» - вроде бы, такое заявление пафосное: «Никому не дано… дрессированным псом… сделать меня» (декламирует с пафосом – прим.авт.). Это, конечно, присутствует. Но у нас  и музыка такая – достаточно пафосная, основанная на классических гармониях.  невозможно на неё петь другие слова! Но за этим текстом есть свой подтекст. Просто нам хочется, чтобы были красивые речевые обороты, чтобы это была настоящая поэзия. Вот для меня, например, идеал – это Шекспир, Пушкин… Владимир Семенович Высоцкий: иногда он очень просто писал, иногда очень красиво. Не хочется опускаться до простого текста,  как вот у рэперов, например – там у них сплошная конкретика. А там нужно, чтобы и музыка, и текст были в гармонии -  раз такая музыка, значит, такой и должен быть текст».

- Не поэтому ли Ария  отказалась в своё время от текстов Александра Елина?
В.К.: «Да, у Елина всё совсем прямолинейно было – «Воля и разум», «Встань, страх преодолей» и всё тому подобное. У Риты другая крайность – чрезмерная витиеватость. Иногда намного проще можно сказать – может быть, даже пафосно, но проще. Мы хотим, чтобы это были песни, чтобы это не был какой-то исторический очерк, или путешествие куда-то там. Не надо вспоминать Андайские кресты, Савонаролу, политических деятелей каких-то… Действительно, о тех же проблемах хочется сказать проще, но всё-таки красиво. Должна быть  золотая середина: чтобы это было сказано конкретными словами,  чтобы это, тем не менее, была поэзия. Поэтому мы так долго и работали над этим»

- К теме о том, почему так затянулась работа над альбомом,  мы ещё вернёмся. А сейчас ещё один вопрос о концепции текстов: когда я читала треклист, мне сразу бросилось в глаза название «Гламурная Птица». Странно оно выглядит на общем фоне. Как эта песня появилась?
В.К.: «Ну, честно признаюсь, я придумал это название. Иногда это бывает просто по наитию… Я вот, в отличие от ребят, много смотрю телевизор – это для меня такой способ релаксации, когда приезжаю после репетиций. Правда, я «листаю» каналы, как многие, если что-то интересно, останавливаюсь, И вот, насмотрелся я этого всего выше крыши, всех наших ярких представителей гламурного течения. Причём, у нас же это, как правило, гипертрофировано всё. Никто ничего не имеет против гламура – если люди пытаются одеваться в стиле каком-то, хорошо выглядеть. Но когда это ставится во главу угла, и когда только об этом разговоры все, только об этом все думают, забывая вообще обо всём остальном…»

- Когда форма без содержания.
В.К.: «В принципе, да»
В.М.: «На Западе, например, у них и внутренний мир богатый, даже у представителей гламура. А у нас приезжает какая-то клуша из деревни, смотрит телевизор и думает: «О, я должна тоже так одеваться!» Навешивает на себя это всё, а внутри остаётся такой же клушей из деревни»
В.К.: «Да не обязательно даже из деревни. Взять, например, определённого персонажа – не буду называть, вы поймете, о ком речь. Так вот, у неё с мозгами всё в порядке, она очень образованная. Но посмотрите на все эти передачки – Дом-2 и всё тому подобное! Вот за это ответственность на ней ещё больше. И многие артисты, актёры, публичные люди – они достаточно умны, но они подыгрывают, они играют в это. А люди приезжающие, или смотрящие на это молодые, принимают это за чистую монету и начинают им подражать. Я иногда пока зарядку делаю, телевизор включаю…  Там такая передачка есть – «Модный приговор». Вот в ней как раз о том, как одет человек. Ни о каком там внутреннем мире речь не идёт! Я, конечно, понимаю, что всё должно быть прекрасно: и внутреннее содержание, и внешний вид. Но вид – не самое главное. Может быть, девушка любит носить джинсы, спортивную одежду, а из неё там делают «стерву» гламурную.. и думаешь – да вы чего, ребята, опухли там все, что ли? А если у неё муж работает на заводе, и не может ей купить бриллианты и крутую тачку? Вот что поражает! Так что, это просто наболело».

- Значит, появилась остросоциальная песня, всё-таки.
В.К.: «Да, хотя Рита писала более жёсткий текст, более острый и непримиримый. Но мы, прекрасно зная тех людей – со многими даже отношения какие-то поддерживаем – мы всё-таки понимаем, что это игра, и клеймить их позором и нехорошими словами не очень хотелось. Поэтому мы просто взяли за основу историю некой молодой девушки: вот она жила в своём мире, была там серой тенью, и вдруг она увидела «хрустальный блеск кривых зеркал» - есть там такие слова… Это я увидел, как они взяли за основу фильм  - замечательный филм такой был, «Королевство  кривых зеркал», один из моих любимых – так вот, они его взяли за основу, все эти  наши Примадонны, как там они себя называют, и прочие, и сделали этот мюзикл. Опять же все те же самые лица, от которых уже тошнит. Вот такие строчки и появились: «Холодный блеск кривых зеркал/В твоих глазах находит отраженье/Привычный мир нелепым стал/Открылась дверь в другое измеренье». Открывается дверь в другое измеренье, она видит этот мир – мир гламура и якобы красоты, но на самом деле есть там свои реалии, и она с ними сталкивается. Её там называют «иконой стиля» и так далее – все эти выражения там присутствуют, это нарочно было сделано в гипертрофированной форме. Ну и заканчивается всё это тем, что приходит ей на смену другая дива, которая её потихоньку убирает, разрушает этот мир и, фактически «подсиживая» её, становится такой же «гламурной птицей».

- Ребята, а вы все телевизор смотрите?
(Со стороны Алексея, Александра и Андрея доносится «нет» или «почти нет»…)
В.М.: «Я если только музыкальные каналы смотрю, VH1…»
В.К.: «Нет, ну понятно, что у меня любимый канал Культура – там потрясающие фильмы иногда показывают, и я много оттуда черпаю. Сегодня вот, кстати, смотрел про движение немецких племён: какие они были, что с ними происходило, про времена Римской Империи».

- О текстах поговорили, теперь о музыке: кто основной автор песен на этом альбоме?
А.Х.: «Да у нас все песни в соавторстве написаны, но Валера – всё равно движущая сила»,
В.К.: «Да, в данном случае так получилось, что в основном песни написаны в соавторстве со мной. Но в буклете список авторов составлен так, что инициатор идеи на первом месте, а я – как соавтор. Кстати, как ни странно, но на этом альбоме большая часть песен написана и в соавторстве с Маргаритой Пушкиной.. Ну, так случилось, просто её иногда несло не туда. Наверное, многие скажут – а, совсем Кипелов на себя потянул одеяло…»
В.М.: «Но у нас коллективное творчество»
В.К.: «В принципе, и предыдущий альбом так же был написан – и мои песни были, и ребят, примерно в равных пропорциях. Но я думаю, что это не самое главное – кто написал песню, главное – какая песня.  Многие музыканты указывали раньше в графе «авторы»: музыка – группа такая-то. Но если кто-то из музыкантов – не хотелось бы, чтобы это случалось, конечно – уходил, возникали проблемы. Он вот уходит, а как быть с песней? Авторские как делить? Имею я право исполнять её, не имею? Поэтому чтобы все точки над «i» расставить, мы на всякий случай сделали так»

- У вас в группе музыканты разных поколений присутствуют. Это как-то сказывается на подходе к работе?
В.К.: «Сказывается. Я вот, например, припоздал сегодня немного, и ребята сразу кинулись репетировать. А я люблю прийти, посидеть, попить чайку, поговорить о жизни… (тут со стороны молодого поколения доносится: «Ну, чай можно и дома попить» - вот она, разница, налицо – прим. авт.). Я же, как правило, последний и ухожу с этой базы, и им приходится меня ждать» (дружный смех)

- У вас, кажется даже преемственность поколений есть: вот у Андрея Голованова в анкете на сайте написано, что он учился игре на гитаре у Владимира Холстинина. Андрей, можете об этом чуть подробнее рассказать?
А.Г.: «Ну, несколько частных уроков я у него брал. Я тогда учился в рок-гимназии Сергея Задоры, а она находилась там же, где база «арийская». Мне рассказали, что Холстинин даёт частные уроки, вот я и решил сходить поучиться. Он, кстати, сразу мне и гитару подобрал».
В.К.: «Да, у Холстинина всегда очень хорошие гитары были, он плохих не держал. И до сих пор так. Он к своим инструментам очень внимательно относится.

- А как вы сочиняете песни? Из опыта общения с западными музыкантами я знаю, что у них сейчас самый популярный способ работы, которым они все поголовно практически пользуются – это записать у себя дома на компьютере демо, переслать через Интернет, потом кто-то там ещё что-то допишет, и ещё…
В.К.: «Мы если только на начальном этапе так делаем, кто умеет. Я вот не умею, я вообще компьютер ненавижу и к нему не подхожу. А вот Слава, например, приносил демо. Он там что-то делал, какие-то песни свои, там практически вся аранжировка была готова. Они приносил, мы обсуждали, переделывали что-то, меняли аранжировки, Алексей вот тоже что-то приносил».
В.М.: «Да мы, в общем, всё на базе делаем. Бывает даже, что просто рифф кто-то приносит, и на его основе уже всё строится. Все в реальном времени высказывают своё мнение по поводу  определённого произведения, мы сразу что-то меняем, дополняем: например, я приношу демо, там всё готово уже, а Саня говорит: «Не, там барабаны надо по-другому сыграть». И на следующую репетицию я приношу исправленный вариант. А по Интернету пока перешлёшь…»
В.К.: «Хотя это тоже вариант, если люди живут в разных городах».

читать далее

КОНЦЕРТЫ



Copyright R&S © 2009-2017