Пятница, 26.04.2024, 23:28



Валерий Кипелов на Нашем радио (02.12.2009) (Часть 1)

- У нас в гостях Валерий Кипелов, здравствуйте!
- Добрый день!
 
- Очень приятно, что вы заглянули к нам в студию. Вопросы от наших слушателей – мы обязательно сегодня о них поговорим – задавайте пока что на сайте Наше.ру (там есть отдельная тема) и на нашем смс-портале… А мы пока начнем общаться и самая ближайшая, насущная тема – это концерты группы "Кипелов" - один будет в Санкт-Петербурге, один будет в Москве, в ближайшее время. Расскажите, пожалуйста, буквально несколько слов, а может, и не несколько, может, поподробнее… что же там будет происходить?
 - Скорее всего это будет все-таки несколько слов: в Петербурге будет концерт 6 декабря, а в Москве – 12 декабря, с нашей новой программой, которая называется "На грани"… Дело в том, что мы думали в своё время.. что мы успеем записать альбом и к этому времени он будет выпущен. Но.. волею судеб, как говорится, этого не случилось. А почему новая программа - мы будем исполнять на этих концертах – и в Питере и в Москве еще неизданные песни. Нам, конечно, мало хотелось экспериментировать в этом плане, но жизнь диктует своё… И поэтому это будет новая программа, в которую войдут шесть новых песен, которые войдут в свое время, в новый альбом. По поводу шоу и в Москве, и в Питере. Это будут, как мне обещали, неординарные концерты, то есть – не просто газовые горелки, спецэффекты, это будет всё серьезно – с изменяющейся сценой, возможно будет несколько сетов в концерте… как сказали – будет достаточно скромно, но очень креативно.
 
- Ну без горелок то тоже не обойдется?
- Горелок, наверное, не будет. Мы их исключили фактически. Мы их не используем, потому как их используют уже все, кто может. Но какие-то спецэффекты будут, которые присущи нашему жанру. Но, наверное, что-то другое придумают вместо горелок, более оригинальное. Хотелось бы в это верить.
 
- Ну и, разумеется, не только новые, но и старые песни…
- Конечно, да. Эта программа будет составлена так, что в неё войдут песни, которых никто не слышал, хотя мы уже их исполняли… Мы не так давно вернулись из нашего тура по Поволжью – Уфа, Самара, тянули до самого последнего.. не хотели исполнять эти песни, но я думал, что всё-таки надо было их всё-таки сыграть на сцене, т.к. одно дело – играть на репетиции, а другое – на сцене. Но в Питере и Москве мы эти песни не играли. И будут песни, уже достаточно известные и проверенные, то есть программа будет такая – микст из новых и старых песен.
 
- А у вас же вообще есть такая хитрая практика, что вы начинаете на гастролях потихонечку играть новые песни, то есть начинаете их обкатывать… как было на ваших гастролях в Поволжье
- Да-да, и с предыдущим альбомом у нас такая же история была
 
- У вас так, исподволь, начинается презентация новых песен.. с каждым новым концертом по одной, но добавляется…
- Да. Но честно говоря, может, это и неправильно. Мы опять, как всегда, ставим, как говорится, телегу впереди лошади. Но.. вот так происходит. В группе "Ария", мы никогда так не делали. То есть, сначала выпускался альбом, по всем канонам, а потом была презентация. Но вот у нас так, в последнее время происходит, что мы предполагаем, а Бог располагает.
 
- Но с другой стороны – вы выпускаете альбом, а все песни из него люди уже поют…
- Двоякое отношение к этому вопросу, поскольку когда выходит альбом - половину песен уже знают, но есть и другая тема. Мне, например, удобнее, когда я спел песню, её почувствовал, даже, бывает, записал, а потом поиграл на концертах и понимаю, что что-то ты не донес, потому что в студии – это одно, а во время концертной деятельности, во время концерта ты понимаешь, что здесь надо было сделать акцент на какое-то определенное слово, здесь – надо было спеть по-другому, и поэтому иногда даже получается лучше. И уже даже записанную песню, после определенной концертной деятельности, я приезжаю и переписываю, потому что на концерте она приобретает другие краски
 
- Кое-какие музыканты говорят, что когда пишешься в студии – это одно, а потом начинаешь играть и вдруг получается совсем другое и то ли песня не идет, то ли она идет по-другому, приобретает правильную форуму именно в концертном исполнении
- Да-да-да, потому что сразу заранее предугадать, как она должна звучать точно, ты сам не можешь. У нас нет продюсеров, которые бы тебе говорили: "вот надо петь так, так, так и так, то есть ты - сам себе продюсер и иногда ты можешь ошибаться в чем-то…
 
- … ну все живые люди…
- да, конечно, но только спустя какое-то время ты понимаешь – надо было бы сделать вот так, может, даже изменить какие-то слова или аранжировку поменять.. Но музыканты – они в этом плане люди такие… если он, конечно, нормальный музыкант, он всегда достаточно критично относится к своему творчеству и ему всегда все время хочется чего-то изменить. Главное, чтобы это не превращалось в постоянную… схему, что ли…
 
- … поиска совершенства…
- … да, да…
 
- А вот бывает такое – записываете песни, новые, и естественно, вам приходится их слушать в процессе записи, в процессе сведения, мастеринга и так далее.. Бывает такое, что ухо уже замыливается и уже не понимаете...
- бывает, бывает… и это уже надоедает. Песня новая, пока ты работаешь над этой песней и когда ты выходишь и исполняешь её на концерте - песня тебе уже, в определенной какой-то степени, может, даже надоела. Долго приходится над ней работать, сводить, делать мастеринг, то есть ты прослушиваешь её огромное количество раз.. но вот этим и отличается концертная программа – тем, что там ты можешь что-то изменить в процессе. Ты можешь спеть по-другому, настроение этой песни передать другое .. то есть на каждом концерте, исполняя её по-разному, ты можешь разный посыл делать. Вот это и спасает.
 
- Мне кажется, что если исполнять одну и ту же песню, одинаково в течение многих лет – это никакого здоровья и никаких нервов не хватит.
- В общем, да. Никаких нервов – это точно.
 
- А бывает наоборот, что вы записали песню долго её не слышали, проходит энное количество времени, вы её переслушиваете и думаете: "а как классно получилось!"?
- Да и такое тоже бывает. Ты слушаешь, думаешь… когда писал, думал "тут не получилось, там не получилось", а проходит время и вроде даже ничего звучит… и вроде меньше претензий к своему собственному исполнению… к тексту или аранжировке.. и неплохая песня! Бывало так, что думаешь: "вот это точно должен быть хит", хотя это не просчитываешь заранее, но предполагаешь… а оказывается совсем наоборот – эта песня менее популярна, чем та, на которую ты никогда не думал, что это будет популярной и более хитовой песней. И такое тоже бывает.
 
- Можете припомнить, с какими песнями так было?
- По поводу, например, "Я свободен" - точно так было. Мы её записали не в составе "Арии", был у нас проект с Сергеем Мавриным… мы её записали, вышел альбом, назывался он "Смутное время" тогда и нигде она не крутилась. А позже, спустя какое-то время, когда уже появилась группа "Кипелов", не было новых песен... и мы решили записать её другим составом. Это уже был не сольный проект, были другие музыканты и никто даже не думал, что она будет настолько популярна. Вот яркий пример.
 
- Давайте о новом альбоме поговорим. Всё-таки… вот к этим концертам – в Москве и Санкт-Петербурге - не успеваете, а когда успеваете?
- Ох, вопрос, конечно… "ответ знает только ветер"… На самом деле у нас всё готово, всё записано, вся музыка готова… Осталось несколько песен, текст на которые еще не готов. Вот это нас и сдерживает. То есть, как мы поймем, что текст готов, я иду в студию, записываю вокал и всё. Все инструменты - всё сделано. Мы уже даже начали сводить некоторые песни, на студии, поэтому процесс идет, мы работаем над оформлением обложки альбома, чтобы не ждать .. Как только я спою оставшиеся песни - можно сказать, что вот после этого момента – недели через две, через месяц – максимум, выпустим. Хотелось бы где-нибудь всё-таки к весне-то выпустить…
 
- До нового года явно не успеваете, после нового года…
- … ну после нового года… мы то – в нормальном, в рабочем состоянии, просто поскольку мы сводим не здесь, не в России, а у них там длительные каникулы - у людей, которые нам помогают в этом плане… поэтому они не так оперативно это делают…
 
- да нет, вы то – в рабочем состоянии…страна – не в рабочем состоянии после нового года…
- ...это – да…
 
- поэтому понятно, что январь – это совершенно бессмысленный месяц для выпуска альбома… ориентировочно, в феврале…
- насколько я всегда анализировал, лето – у нас тоже не рабочее, все в разъездах, отдыхают… либо осенью выпускают, либо весной.
 
- Довольно много времени прошло с момента выхода предыдущего альбома группы "Кипелов"…
- Да.. почти четыре года
 
- Это у вас такая внутренняя потребность – никуда не торопиться – как напишется, так и напишется или…
- С одной стороны – да, а с другой стороны – в принципе, если бы мы задались целью написать альбом … к нужному числу… наверное, это было бы сделано. Но не хочется торопиться, поскольку не хочется промахнуться – что касается музыки, аранжировки, текстов. Поэтому планка поставлена высокая, мы достаточно требовательно относимся к себе, а также к людям, с которыми мы работаем – к поэтам, аранжировщикам, тем, кто занимается сведением. Поэтому не хотелось бы нам торопиться... как говорят – поторопишься – людей насмешишь. Не хотелось бы смешить людей и поэтому процесс у нас затягивается. Бывают объективные проблемы, а бывают проблемы, возникающие в процессе работы над альбомом… неожиданные. Ты не думал, что будет так много занимать это времени… работа над аранжировкой или записать какой-нибудь там фрагмент с оркестром симфоническим.. то что мы и делаем. Так что много нюансов, которые этот процесс удлиняют.
 
- Вы упомянули, что сводите не у нас. Где сводите?
- Сводим в Германии.
 
- Чем мотивирован выбор? У нас многие музыканты – в Англии где-то сводят, у нас практически уже никто этого не делает.
- Мы пробовали это делать здесь. Самим это делать нереально, потому что этим на самом деле должны заниматься специалисты. Есть оборудование у нас, в России, но нет специалистов, которые могли бы грамотно это сделать. Не хочу никого обижать, но это так. Поэтому многие из наших групп обращаются за помощью к западу. Для этого мы записали одну песню, и отправили её на разные студии – отношение тоже везде разное - от Соединенных Штатов и Канады и кончая Финляндией. Мы и на Finnvox отсылали… но вариант, который нас устроил – цена качества. Когда называют цену запредельную – ты понимаешь, что ты просто не в состоянии сделать это. Потом – бюджеты у западных групп – они немного отличаются от наших. Поэтому ты выбираешь "цена-качество" и выбираешь человека, с которым тебе достаточно комфортно работать, смотрим, какие человек делал предыдущие работы, мы их отслеживаем, отсматриваем, отслушиваем, отнюхиваем… а потом – раз, и альбома нет (смеется). Это как в фильме "Берегись автомобиля" - "а где же машина?". Поэтому человек, на котором мы остановились, это Майл Фосс, предыдущая его работа – альбом назывался "The Voices of rock". Нам работа его понравилась, и нас всё на данном моменте устроило. Поэтому мы сейчас сотрудничаем с ним.
 
- А до этого с кем сотрудничали?
- До этого у нас был датчанин Хансен, мы с ним работали… Предыдущий альбом мы пересводили и ремастировали в Дании.
- … сначала Дания, теперь…
 
- Германия.. у нас был даже один вариант – мы одну песню, специально для клипа мы делали на Finnvox , в Финляндии.
 
- То есть вы больше по Европам всё-таки
- … по Европам да.. С американцами, конечно, хорошо, но уж больно там всё кусается по цене … пока мы не в состоянии это сделать.
 
- Англия – просто нет?
- До Англии что-то не дошло у нас, хотя я знаю, что у ребят был у многих опыт там.. Я знаю, что "Машина времени" там сводили… по-моему, чуть ли не на Abbey Road.
 
- Они что-то все любят Abbey Road: записали на Abbey Road, потом Кутикову так понравилось, что он сольный альбом поехал туда же, на Abbey Road, записывать.
- Ну я мало слышал от музыкантов, которые были бы на 100%, даже сводя свои альбомы на западе, всем довольны. Кого-то не устраивает это, кому-то что то не нравится там… Очень много факторов. Во-первых, записывали мы это здесь. Наверняка нам надо было приглашать какого-нибудь саунд-продюссера, который бы всё изначально нам правильно выставил, потому что мы, записавшись здесь, понимаем, что какие-то треки не очень удачные у нас получились. И нам объясняют - вот вы знаете, что не очень хорошо были барабаны записаны… а для нас казалось – вроде бы ничего.. И таких нюансов возникает много, поэтому если ты хочешь добиться качественного звучания, для этого надо ехать – обязательно писАться только там, либо приглашать людей сюда, знающих, которые – от подключения микрофонов и кончая сведением и мастерингом – всем этим делом занимались бы.
 
- То есть можно надеяться, что когда группа "Кипелов" соберется записывать следующий альбом.. она будет уже и записывать его там, а не только сводить.
- Я думаю, что да. К этому всё дело идет.
 
- Сколько песен будет в этом альбоме?
- Должно быть 10. Должно быть десять треков, больше – вряд ли, а вот меньше – возможно, но мы рассчитываем, что будет всё-таки десять.
 
- Вас часто спрашивают, вы уже много лет работаете с Маргаритой Пушкиной и не хотели ли вы с другими авторами работать? Вы так говорите, что вроде привыкли уже, что не всегда бывает просто и легко, но "своё" уже, знакомое и так далее…А были ли какие-то реальные попытки работать с другими авторами?
- Реальные попытки были, был момент, когда мы с Эдиком Шклярским пытались сотрудничать… Я предложил написать ему текст, к песне "Вавилон", когда еще этого текста не было, но к сожалению, мы по-разному мыслим. У него был другой, неплохой текст, но который очень сильно отличался от того, что я хотел в результате получить. Был и Саша Елин, который сотрудничал с группой Ария, тоже не получилось… Многие считают, что я очень придирчиво отношусь к словам, к текстам, а мне все-таки хочется, чтобы это была поэзия, и темы, которые поднимались, они не были целиком и полностью отданы на усмотрение и растерзание поэта… мне хочется, чтобы то, о чем поется, волновало в первую очередь, меня. Если я этого не чувствую, то как я могу об этом петь, как я могу правильно приподнести всё это? Всегда есть такое, как у Станиславского "верю" или "не верю". Поэтому возникают проблемы. А потом – многие поэты – они тоже с достаточно больным самолюбием, если ты начинаешь влезать в процесс, а я это достаточно часто делаю, я предлагаю свои какие-то варианты, не все это адекватно воспринимают. И не очень просто найти человека, который пошел бы на это…
 
- .. был бы достаточно гибким…
- да. То есть на вещи надо смотреть "гибче" и к людям "помягче". С Ритой работать в этом плане тоже непросто, но это есть. То есть мы все-таки долго, долго бьемся, но в конце концов договариваемся. Да, непросто это на самом деле – в наше непростое время найти нужную тематику, нужную тему, которая бы волновала и тебя и тех. кто тебя слушает. Потому что петь на социальные темы как-то не очень хочется, хотя… последнее время, и у нас это сквозит. Даже у нас появилась такая песня под названием, которое наделало последнее время много шума, "Гламурная птица". И многие думают, что Кипелов совсем офонарел, он запел хвалебные гимны гламуру, но я думаю, что те, кто видел уже этот текст и слышал эту песню, понимают, что это как раз не гимны поем, а это – наш взгляд на этот гламурный мир. Мы не опускались до площадной ругани, с чем Рита была не очень согласна, она хотела, чтобы текст был жестче. Я не сторонник того, чтобы быть жестче, мне хотелось, чтобы была поэзия.. Это история, история девушки, которая постепенно превращается в эту гламурную птицу – вот что мне хотелось. Есть более радикальные люди, такие как Юрий Юлианович Шевчук, он поет об этом со своей колокольни, я - пою об этом со своей. Не надо повторяться и не надо кому-то подражать. Поэтому у меня своё отношение к этому миру и я его пытался максимально выразить.. с помощью Маргариты Пушкиной. Да, опыт есть работы с другими, но к сожалению, позитива и какого-то положительного результата я не получил. Либо они чего-то ни понимают, либо они путают стихи и песни, потому что это сильно отличается… Тут есть свои законы, определенные.
 
- Очень многие артисты говорят, что они всегда разделяют: стихотворение – это стихотворение, а песня – это песня. Это две разные вещи.
- Да. Ты должен попасть в ритмическую фактуру, тем более, что у нас же песни "наизнанку" пишутся – сначала музыка, а потом текст, я даже во многом завидую таким людям, как Макаревич, которые пишут сами тексты и не зависят от кого-то другого. У них есть такой дар. У меня такого дара, к сожалению, нет.
 
- У вас другой дар, у каждого своё.
- Ну наверное, так. Поэтому приходится выкручиваться, приходится идти на компромисс. Долго спорим, воюем… И по поводу песни "на грани", которая звучала, много версий было написано, и по поводу "Жить вопреки" тоже…текст менялся и в свое время мы исполняли другой текст, он трансформировался тоже после концертной деятельности.
 
- Это бывает.. Слово – ну не поется…
- …да…
 
- … здесь нужно взять дыхание - а оно не берется…
- Даже был такой момент, когда мне написали на сайте .. я посмотрел, что там рифма… как оказалось – прохлопали мы её, почти одно и то же слово оказалось рифмующимся и пришлось этот текст переделывать. Я сказал: "ёлки, как же могли просмотреть?" Вот такое тоже было. 
 
- А наверняка вам многие присылают свои варианты текстов…
- …очень много, очень.
 
- Вы просматриваете их как-то?
- Я смотрю, да. На всё, может быть, меня не хватает, но если это очень сильно напоминает то, что делает Рита Пушкина, то какой смысл смотреть? Даже используются порой те же самые обороты… те же самые сюжеты... Я понимаю, что они интересуются тем, что она делает, но какой смысл мне сотрудничать с тем поэтом, который хуже? Я обязательно смотрю, я интересуюсь… мало ли… Но бывает так. что ты посмотрел, тебе понравилось очень – стихосложение, манера письма, о чем, тема… Ты даешь предметное задание - надо написать на такую-то мелодию, вот тут то они и ломаются… к сожалению. Они многого не понимают, потому что есть специфика, то есть надо текст написать так, чтобы он был ёмкий, четкий, конкретный, с ярко выраженной темой и опять же, не забывая про меня, что мне надо будет это всё еще спеть.
 
- Но самая главная, как мне кажется, мысль, что надежда у авторов все-таки есть, что Валерий Кипелов всё это читает… просматривает.. и вдруг…
- …читаю, читаю…
 
-.. приходит письмо, а там гениальный текст! и он гениально ляжет на музыку и тогда, возможно, Валерий Александрович с вами будет работать… Почему бы и нет?
- Вполне возможно – да, и такое произойдет.. А потом, Рита – она выпускала свои проекты, наверняка не хватает времени… и идеи – они тоже не витают в воздухе, потому что если ты эти идеи отдаешь в свои проекты, то их еще меньше и меньше остается.
 
- Она же – не бездонная…
- Конечно. И я это прекрасно понимаю. И опять же, я повторяюсь, это не камень в огород Риты, она часто обижается по этому поводу…
 
- ...как вы говорили: "художника обидеть может всякий", а вот поддержать материально?
- Мы стараемся не забывать и эту сторону наших отношений…
 
- … и мне кажется, что это совершенно верно. Давайте несколько слов договорим о новом альбоме. Собираетесь ли вы снимать клипы на песни из нового альбома?
- Да, мы обязательно это сделаем, просто пока мы не решили, на какую песню мы будем снимать, поскольку у нас не все еще песни готовы… Мы выберем самую достойную, поймем, что вот на эту песню и надо снимать клип. Есть у нас мысли – из тех песен, которые уже готовы, мы выбрали для себя, но так как осталось еще несколько песен, мы решим. И будем думать – либо это будет бюджетный клип, либо, наоборот, малобюджетный, но достаточно динамичный. То есть ты должен четко представлять – что ты хочешь в конце концов. У нас была такая практика, когда мы снимали достаточно бюджетные клипы, но они нас не очень устраивали в конечном результате, потому что мне всегда хочется, чтобы сюжет песни был максимально отражен в клипе, а у нас получалось так, что клип – сам по себе, песня – сама по себе. Ну и надо искать нормальных режиссеров, которые понимали бы, что мы хотим.
 
- Как минимум надо понять – хотите ли вы снять клип на быструю песню или на медленную?
- На медленную мы вряд ли будем снимать, поскольку это уже – признак дурного тона. Мы много снимали клипов на медленные песни – и в Арии это было, и последние наши клипы…
 
- Мне кажется, уже многолетняя общемировая практика – что ансамбль вашего жанра, скажем, Metallica …
- Вот, кстати, это - идеальный вариант клипа. Я так понимаю, что он не очень был бюджетный, люди в студии пишутся и одно другому не мешает. Мне хотелось бы что-то такое сделать. У нас были попытки, но не получалось, к сожалению.
 
- Ну, значит, получится в ближайшее время. А что у вас с оформлением альбома? Вы хотели, чтобы были отдельные гравюры на каждую песню, я помню, и что обложку вы чуть ли не в Колумбии делали…
- В общем, мы её уже сделали. Кому-то она нравится, кому-то нет, из тех, кто её видел. Она будет на этих концертах, в Питере и Москве, на экранах… как отражение нового альбома. Она в несколько непривычных тонах сделана – серо-голубоватые тона, мрачноватые такие. Обычно мы использовали другую гамму – красный, коричневый, что-то такое… более брутальный, как мне говорят люди. Это делал колумбиец; обложка сделана, мы занимаемся оформлением внутренним альбома. Там почти каждая песня, не все, но хотя бы половина альбома будет отражена. У каждого есть индивидуальная страничка, и у каждого есть песня – наиболее характерная для музыканта – либо это его песня, к которой он приложил непосредственно руку, либо больше соответствует его образу… будут нарисованы гравюры. Не знаю, в конечном результате что получится, но главное – чтобы результат соответствовал тому, что мы задумали…
 
- … чтобы не потерялся по дороге от замысла до воплощения…
- …конечно. И такое бывало.
 

читать далее

КОНЦЕРТЫ



Copyright R&S © 2009-2024