Пятница, 22.09.2017, 11:04



Интервью В.А. Кипелова журналу 1Rock (январь 2009)
КИПЕЛОВ. Бой продолжается

Валерий Кипелов никогда не казался рок-звездой. Не был «славен» ни соответствующим имиджем, ни замашками, ни громкими высказываниями, ни тусовочными выходками. Единственный скандал, ассоциирующийся с самым, без преувеличения, ярким фронтменом и вокалистом отечественной метал-сцены, случился в 2002 году, когда разошлись корабли Кипелова и «Арии», - и, собственно, всё… Доброжелательный, скромный, открытый человек, хороший семьянин, отец и дедушка – из этого ли, позвольте, «лепить» хэви-метал-кумира? Однако умный понимает. Главное – быть, а не слыть… И на кого, как не на него десятилетиями молились и будут молиться тысячи фэнов, с замиранием сердца ожидающие очередных концертов и студийных записей? «Арийский» (не будем сейчас разделять) легион с годами не скудеет.

2008-й выдался юбилейным. 50-летие отметил Валерий, пятилетний рубеж свободного плавания перешагнула группа «КИПЕЛОВ», выпустившая по случаю концертный DVD «V». Для полноценной «пятёрочки» не хватает только альбома (единственный студийный полноформатник группы «Реки времён» вышел в 2005-м). 1ROCK расспросил маэстро о ближайших планах, грядущем диске, а также о поклонниках, «нехороших» песнях и проблемах с текстами…


- До конца года планируем закончить новый альбом – подготовить материал к записи. Это наша главная задача. Песни фактически готовы – остались только аранжировочные и текстовые нюансы… В настоящее время пишем «демо», которое позволит всё «почистить».

- Помню, делала с Вами интервью летом 2002 года, и настроение тогда было, прямо скажем, не слишком позитивным. Будущее, мол, туманно, и всё, что остаётся, - это, засучив рукава, работать и стараться жить по-новому. За прошедшее время, полагаю, многое изменилось…
- Конечно. Появилась определённость. Есть группа, есть определённые успехи. Так что в будущее я смотрю с оптимизмом, несмотря на свой такой уже… немолодой возраст. Но меня окружают молодые музыканты, и у коллектива хорошие перспективы. Время показало, что мы на правильном пути. Поэтому я совершенно не жалею о том, что случилось шесть лет назад, и считаю, что всё в наших руках.

- Однако каждым шагом приходится доказывать, что вы не хуже…

- (Перебивая). Нет, совершенно! Зачем мне что-то доказывать? Я-то знаю, что мы лучшие! (Смеётся). Что-то доказывать приходится, скорей, музыкантам, которые остались в «Арии». (Пауза). Конечно, первые год-два было нелегко, но потом всё встало на свои места. И это не просто слова – им в подтверждение наши успешные концерты и релизы. Так что необходимости убеждать кого-либо в чём-либо я не чувствую – но и расслабляться себе не позволяю. Нельзя забывать о том, что всё очень быстро проходит. Это правило я, наученный горьким опытом, усвоил очень хорошо.

- Но конкуренция-то остаётся, разве нет?

- Я бы так не сказал. Весомых групп в нашем стиле в России не много, поэтому места хватает всем. Страна-то большая. Другое дело, скажем, Европа: площадь ограничена, а хороших команд в избытке, поэтому и конкуренция достаточно жёсткая. А мы этого совершенно не ощущаем. Во всяком случае, пока.
…В этом году мы сознательно отказывались от работы. Мало выступали (концертов, наверное, десять, не больше), альбом не выпустили – тем самым освободив площадку для наших друзей. Чему они и рады.

- Популярных метал-групп у нас и впрямь не много, но «КИПЕЛОВ» и «АРИЯ» поют на концертах одни и те же песни! Как тут не сравнивать?
- Ну… не совсем одни и те же. Репертуар мы поделили, и песни, написанные нынешними музыкантами «АРИИ», я не исполняю. И наоборот. В числе общих у нас только те вещи, которые были созданы бывшими участниками «АРИИ» - Грановским, Большаковым… но стараемся не повторяться.

- Не так давно CD-Maximum выпустил DVD-сборник «Ария. Все клипы». Видели?
- Да, лейбл мне его презентовал. Что ж… не сказать, что я счастлив. Клипы всегда были большой проблемой – как для «АРИИ», так и, увы, для «КИПЕЛОВА». Положа руку на сердце, ни один из них мне не нравится. Всегда что-то шло не так. Хороший, качественный клип не получался либо по причине нехватки финансов, либо из-за неверного выбора режиссёра.

- Но с концертными видео тоже не всегда всё шло гладко. Взять, к примеру, концертник «Москва '2005».
- Да, это была неудачная работа, мы даже хотели отказаться от выпуска диска. Но пришлось: были определённые обязательства перед издающим лейблом CD-Maximum. И, что интересно, в 2006 году также было отснято концертное видео, которое получилось гораздо лучше! И по звуку, и по спецэффектам. Но его судьба пока не определена. Может, в будущем к нему ещё и вернёмся… Зато повезло концерту 2007 года в Питере: DVD, который мы недавно выпустили, - это серьёзный шаг вперёд. Картинка, звук – всё качественно.

- Да. Я бы сказала, качественно и аскетично. В то время как та же «АРИЯ» делает ставку на шоу, пиротехнику, монстров и прочие сценические ухищрения, вы не стараетесь поразить воображение. Только живая энергетика, симбиоз музыкантов и аудитории…
- Да, мы сознательно избегаем театральности. За масками и красочным представлением, к сожалению, зачастую не видно главного – песни. Поэтому, вкладывая некоторые средства в спецэффекты, мы не превращаем выступление в перформанс, в театр. И, бывая на концертах разных именитых групп (которые сейчас часто приезжают в Москву), я вижу стремление к минимализму. Многие из них перестают уделять чрезмерное внимание сценическому представлению, понимая: главное – это музыка.

- Какие из последних концертов понравились больше всего?
- К сожалению, не получилось сходить ни на Оззи Осборна, ни на «мэйденов», хотя очень хотел. Но был занят. Зато с удовольствием посмотрел на Judas Priest, когда они приезжали, на Queen. И хотя Пол Роджерс – это, конечно, не Меркьюри, концерт был хороший.

- Во время юбилейного концерта Вам подарили огромное количество плюшевых игрушек. Вы их так любите?
- Нам вообще часто дарят плюшевые игрушки на концертах, так уж повелось. Не знаю даже, почему. Но это хорошо: некоторое время назад с помощью Фан-клуба передали часть игрушек в детский дом. (Надеюсь, никто из даривших не обидится!) Да и что делать: дети выросли, внуки тоже, сами мы в них тоже не играем. (Смеётся). Хотя что-то, конечно, остаётся на репетиционной базе.
- А какие-то необычные подарки попадались?
- Необычные… хммм… что-то не припомню. (Задумался). Часто дарят картины. На базе у нас уже целая галерея: портреты, дружеские шаржи, просто рисунки. А вот реально странного ничего, вроде бы, не дарили.

- Тексты песен присылают, бывает?
- Да, частенько. На e-mail присылают, просто в почтовый ящик кладут. Что ж… мне это интересно. Любопытно в плане понимания молодёжи: что их волнует, о чём хочется рассказать. Однако ни один из этих стихов не подошёл. Даже не знаю, может, специфика возраста, но… ммм… люди, которые их пишут, воспринимают мир по-другому, как-то более остро, что ли. Много юношеского максимализма. Радикальные решения вроде резанья вен и всё такое.

- Ну, может, в своё время Вы бы восприняли это по-другому?

- Возможно, хотя таким радикальным я не был никогда. Да и в литературе предпочитал классику: Пушкина, Байрона, Шекспира. Особенно Шекспира: у него удивительный слог… который, в свою очередь, замечательно передал перевод Маршака. В общем, чрезмерно экстремальным я не был – и стихи о том, как человек сидит и режет вены, мне и в юности не показались бы чем-то близким.

- Зато в репертуаре «АРИИ» была как минимум одна песня, которая Вам не близка, - «Антихрист». Жалеете, что в своё время спели её?
- Нет, не жалею. Что сделано, то сделано, и я ни от чего не отказываюсь. Я просто понял, что суть этой песни (сложные взаимоотношения Антихриста и Христа) мало кто уловил, и в головах осталось: «Имя мне – Антихрист, знак мой – цифра 666». На концертах народ скандировал именно эту строчку, драматургия текста осталась незамеченной. И стало как-то неприятно петь… ну, условно говоря, «чернуху». Не хочу заигрывать с такими серьёзными темами. То есть, не отказываюсь от мистики – она свойственна нашему жанру – но от первого лица петь такие строчки не хочу.
Я стараюсь вжиться в образ, который создаю на сцене: пророк, тореадор… Примеряю на себя переживания, характер, судьбу, особенно когда пою от первого лица. Я могу быть пророком – почему нет? А вот Антихристом не могу: это противоречит моим моральным и религиозным убеждениям.

- В одном интервью Вы также говорили, что «Антихрист» несколько раз навлекал на группу мистические неприятности: то автобус после концерта попал в аварию, то пожар на сцене случился как раз во время исполнения этой песни. То есть, теперь ни за что её не сыграете?
- Я – нет, даже права не имею из-за разделения репертуара. То ли Холстинин написал эту песню, то ли Дубинин – вот они её иногда и исполняют.

- Часто ли приходится отказываться от текстов, которые предлагает Маргарита Пушкина?
- Мы не начинаем работу над песней с текста. Сначала пишется музыка, а уж потом к ней подбирается лирика. А Рита – вольный художник… Поэтому я прихожу к ней и говорю, мол, есть музыка и есть подходящая тема – может, что-нибудь придумаешь? Или она сама идеи какие-то предлагает. К сожалению, не всегда удаётся придти к консенсусу, и из-за песен начинаются грандиозные дебаты. По этой причине так затянулась работа над нашим следующим альбомом. Уже полтора года решаем, что к чему… Непросто всё происходит. Иногда, вроде, и тему определили – а как раскрыть её, каждый видит по-своему.


- Как чувствуете себя в роли лидера молодого коллектива?
- Я не считаю себя лидером. Такой же музыкант, как и все остальные. Только, быть может, более опытный в житейском плане.

- Но последнее слово всегда остаётся за Вами?

- Нет, всё решается совместно. И над песнями работаем сообща: не бывает, чтобы кто-то приходил с полностью готовой темой. Мне очень нравится этот процесс коллективного творчества – именно так всё происходило в «АРИИ» на начальном этапе. Также нравится работать с молодыми музыкантами – они меня, так сказать, «подогревают».

- Ну, и ведут себя, наверно, немного по-другому: хочется после концерта погулять, побуянить…
- Для этого у нас существуют строгие правила, определённый «свод законов», который касается всех, вплоть до техников. У меня жёсткие требования насчёт дисциплины.

- Прямо как тренер футбольной команды!
- А что делать? Тоталитарно, но по-другому невозможно. Я, например, тринадцать лет назад решил полностью завязать со всякими спиртными напитками. И от других требую: первым делом самолёты (т.е. работа, музыка), а всё остальное – потом!

- В строгости, вероятно, и кроется секрет Вашего голоса, на котором не сказалась безжалостная многолетняя эксплуатация. Специальные какие-то упражнения делаете?

- Сейчас – нет. Конечно, если идёт большой тур, стараюсь держать себя в форме, распеваться перед каждым концертом. Упражнения делаю скорее из области йоги, чем какие-то специфические вокальные. Плюс ежедневная зарядка: иногда приходится себя заставлять, пересиливать – но поблажек себе не даю. Гантелями, эспандерами тоже не брезгую, а если есть возможность – с удовольствием хожу в бассейн плавать.

- Петь «сложные» песни труднее стало?
- Нет. Не так давно был концерт, на котором я впервые за шесть лет встретился с бывшими партнёрами по «АРИИ». («Герой асфальта: 20 лет» - прим.авт.) И я спел старые песни – абсолютно не сложно. Мы ведь раньше играли в классический строй «ми», а сейчас, чтобы звук был потяжелее и пожёстче, «опустились» в «ми-бемоль». Всё уехало вниз на полтона – так что петь очень даже нормально.
Хотя с годами голос, конечно, меняется, и сейчас он, возможно, не такой звонкий, как раньше. Могут возникнуть проблемы с высокими нотами. Однако если находиться в хорошей физической форме, всё будет в порядке.

- Случается ли, что фэны достают, раздражают?
- Да. Они ведь разные бывают. Если человек адекватен, никаких хлопот он не доставит. Но бывают и неадекватные. Приходят, например, ко мне домой молодые люди лет шестнадцати и говорят: ну что, пойдём, посидим, выпьем, поговорим… (Смеётся). Ну, как на это реагировать?
А с нормальными людьми я не против пообщаться. Ведь то, чем мы занимаемся, нужно не только нам самим…

- Когда, кстати, пришло это осознание?
- Когда мы начали получать письма. И не с благодарностью, а… знаете, люди начали делиться свои переживаниями. Говорили, что наша музыка очень помогла в тяжёлый момент. Спасла от отчаяния, даже от суицида. Не знаю, правда это или нет, но приятно осознание, что твоё творчество кому-то нужно.
- Дети Вами гордятся?
- Трудно сказать! И для меня, честно говоря, важнее, чтобы они воспринимали меня как хорошего отца, нежели как известного музыканта. Так что не знаю… (Пауза). Таких высказываний в свой адрес не слышал. Но они интересуются, да! Спрашивают, что там с альбомом, какие песни записаны, что в группе происходит – чем вообще живёт и дышит папа.

- Кем Вы хотели стать в детстве?
- Мечтал стать спортсменом, футболистом. Всегда была огромная тяга к спорту. Отец у меня был достаточно спортивным человеком, водил в секции – и лет до 18-ти я серьёзно занимался футболом.

- Но музыкальная школа всё испортила!
- Да, поначалу было нелегко. Летом гонять мяч во дворе с ребятами гораздо интересней, чем сидеть и играть на баяне, это понятно! Но сейчас я благодарен родителям за такой выбор. Так что, наверно, порой надо заставлять детей делать то, что считаешь нужным… Родители плохого не пожелают! (Смеётся).

- Раньше говорили: «Лишь бы не было войны». Чего бы Вы хотели, чтобы не было сейчас?

- Война уже была, и совсем недавно – в августе этого года. Хоть и не глобальная, но всё же… Не хотелось бы повторения подобного. А также – потрясений, революций в стране. Как говорил Столыпин: «Дайте мне время». Так вот, дайте России хотя бы лет двадцать без борьбы и кризисов. Хочется нормальной, стабильной жизни, чтобы народ, наконец, вздохнул свободно. И чтобы люди добрее были. Меньше фильмов плохих и… плохих передач по телевизору…


Анастасия Самотыя
(Журнал «1ROCK», январь, 2009)




КОНЦЕРТЫ



Copyright R&S © 2009-2017