Четверг, 18.04.2024, 07:18



Интервью Валерия Кипелова журналу "Азарт", май 2005

Валера, у вас великолепный голос. Вы где-нибудь учились петь? Вы говорили как-то, что вам не хватает музыкального образования. Какого именно? Вокала (?!)?, или общего (сольфеджио)? Вы 5 лет учились в музыкальной школе по классу баян. Даже смешно спрашивать, имеет ли место баян в вашем творчестве… А пробовали играть на гитаре? Клаус Майне из Scorpions неплохо научился играть на ритм-гитаре...

- Специально петь я не учился. Говоря о нехватке музыкального образования, я говорил не столько о вокале, сколько о написании песен. Наверное, мне проще было бы сочинять и аранжировать произведения, если бы я знал специфику инструментовки. Что касается игры на гитаре, то в группе на гитаре я не играл никогда. Иногда играю для себя, когда сочиняю музыку.

В своём творчестве ваша группа (впрочем, и "Ария" раньше) всегда строго следовала канонам рок-музыки: почти регламентированная тематика песен, сценический имидж и прочее. В то же время вы занимаетесь тем, что нравится именно вам. Насколько вы идёте на поводу у "металлической" публики, а насколько реализуете собственные желания в самовыражении?

- Мне всегда хотелось, чтобы был разумный компромисс между канонами металлической музыки, вкусом аудитории и личными пристрастиями. Пока это удается.

Почему, на ваш взгляд, произошло падение тяжёлого рока (со взлётом и так всё понятно)? Чего не хватило тогдашним рок-грандам для поддержания всенародного интереса и любви к этой музыке? Чего не хватает сейчас? Изменилась ли тяжёлая музыка в целом, есть ли новые тенденции её развития, новые приёмы (я говорю только о российском роке)? Как вы относитесь к тотальному использованию компьютера в создании музыки и её аранжировке? Не проникает ли эта "чума" в рок?

- Было много причин в то время, в том числе и экономических Проще было устраивать концерты поп - группам, без особых заморочек с аппаратом и тех. обеспечением. Достаточно было хорошо или не очень хорошо записанной фонограммы. Поскольку мы исполняли все "вживую" - работать на должном уровне практически не было. Многие рок-музыканты не выдержали конкуренции с поп-группами и в силу сложившихся финансовых проблем перекочевали работать в поп-коллективы. А ктот-то уехал покорять Запад, но в большинстве своем себя там не нашел. А здесь, спустя время, их забыли.

В настоящее время, сама музыка, я считаю, не изменилась. Изменилось, скорее, звучание. Появилось больше возможностей в плане тех.оснащения и выбора инструментов для воплощения своих идей.

В принципе, если грамотно использовать компьютерные технологии - это во многом облегчает музыкантам процесс записи и работу на концертах.

Что можно сделать для того, чтобы рок-музыка выбралась из подполья, перестала быть жанром избранных и посвящённых? Конечно, триумфальное шествие тяжёлого рока середины-конца 80-х (чему в немалой степени способствовали "Ария" и "Мастер") не возвратить, но надо же что-то делать против засилья низкокачественной "попсы"? У вас лично и всего рок-сообщества есть мысли и идеи по этому поводу? Или каждый играет сам по себе? Или предпочитает не играть вообще?...

- Я бы сказал, что сам играет сам по себе. И выживает в одиночку в силу своей популярности и творческого потенциала. Рок-сообщество - это миф. И если серьезно рассуждать на эту тему - то у нас ведь нет ни одной радиостанции, не говоря уже о телевидении, которая популяризировала бы тяжелый рок. И со временем ситуация все более усугубляется.

Какие у вас отношения с коллегами по цеху? Общаетесь ли, выступаете ли в совместных концертах? Какие отношения с "Арией", с "Мастером"? Существует ли конкуренция?

- Все общение ограничивается участием в одних и тех же фестивалях. Тяжелых групп определенного уровня не так уж и много, поэтому о конкуренции говорить не приходится.

Сцена для вас - просто работа (пусть и любимая) или всё-таки смысл жизни? Сколько времени остаётся на семью? Не обижаются ли домашние на ваши длительные гастрольные командировки?

- Сцена - это и работа, и смысл жизни. По возможности, выкраиваем время на личную жизнь и на семью. Что касается родных и близких - хотелось бы, чтобы они нас понимали.

Любая группа, в конце концов, распадается. По-вашему, почему? Виноваты в этом амбиции, делёж денег, или же музыканты "вырастают" из рамок коллектива? И как в этом случае быть с поклонниками группы? Помню по себе, когда из "Арии" ушёл "Мастер", я, будучи подростком, была в таком шоке, горевала так, что невольно возникает вопрос: имеют ли право группы таким лёгким для них образом решать свои внутренние проблемы, не учитывая чувства поклонников? В конце концов, вы играете для них, существуете за их счёт... Как быть в такой щекотливой ситуации?

- У каждой группы свои причины, и то, что было перечислено выше - имеет место быть. Если кто-то считает, что распад группы - это легкий путь, то он глубоко ошибается! Нам не безразличны чувства наших поклонников, просто всем невозможно объяснить, что если случается разрыв - то для него существуют ОЧЕНЬ веские причины.

Нарисуйте собирательный образ вашего поклонника. Как он изменился за долгое время вашей работы на сцене (а это уже больше 20 лет!)? Среди ваших поклонников немало девушек, что странно для тяжёлого стиля. Это обусловлено лирической стороной вашей музыки? Или вашей личностью? (На одном сайте ваших поклонников я нашла множество стихов девушек, посвящённых вам, даже ваших художественных портретов, выполненных ими...)

- Если раньше это были люди чуть моложе, чем мы на тот момент или наши ровесники, то теперь трудно создать универсальный образ поклонника. Возрастной ценз очень рознится: где-то от 8 до 60 лет. Насчет наших поклонниц женского пола - ничего странного не нахожу. Тяжелый рок - это настоящая мужская музыка, что наверное, их и привлекает. На Западе тоже достаточно примеров коллективов, основную часть поклонников которых составляют представительницы прекрасного пола.

Сколько времени занимает "рождение песни"? Это происходит по вдохновению, или иногда приходится вымучивать каждый аккорд, каждый переход? Когда музыка "идёт" легче всего, а что чаще всего мешает "свободному полёту"?

- Все происходит по-разному. Каждая песня - это индивидуальный случай. Иногда это как вспышка, а иногда - кропотливый долгий путь. Свободному полету мешает катастрофическая нехватка тем для наших песен. Если с музыкой все не так сложно, то с текстами есть определенные проблемы.

Артисты по натуре - народ суеверный. Например, перед выходом на сцену кто-то плюёт через плечо, кто-то должен посидеть на чём-нибудь, кто-то не даёт к себе прикоснуться… Есть ли у вас свои суеверия, или выход на сцену уже отточен настолько, что места приметам давно не осталось?

- У нас таких примет нет. Мы - не суеверные люди. Мы спокойны перед концертом, если есть время хорошо подготовиться, настроиться, и, если тех. оснащение соответствует требованиям.

Можно относиться к этому как угодно, но любая группа - это, прежде всего, вокалист. Особенно, если он бессменный. Уходит вокалист - группа, по сути, перестаёт существовать, она превращается в другой коллектив с прежним названием.. Вы, уходя из "Арии", в душе отдавали себе отчёт, что с вашим уходом "Ария" перестанет быть "Арией"? Сейчас многие поклонники "Арии" переметнулись к "Кипелову", а многие принципиально не ходят на концерты "Арии". Как вы к этому относитесь?

- Я хочу сразу сказать, что не было никакого моего УХОДА из группы "Ария". Группа раскололась на две части, каждая из которых продолжает самостоятельную жизнь. Сейчас я к этому отношусь достаточно спокойно, а что касается наших поклонников - то это их дело решать: ч.я музыка им ближе - группы "Кипелов" или группы "Ария".

Вы неоднократно повторяли в своих интервью, что стремитесь говорить со своей аудиторией на одном языке, петь о том, что интересно ей. Как вы считаете, должна ли группа вашего масштаба не просто петь о понятных молодёжи вещах, но ещё и учить её чему-то хорошему, доброму, разумному? Именно в подростковом возрасте человека можно "наставить на путь истинный", и кумир, каковым вы, Валерий, являетесь, может сделать в плане воспитания подрастающего поколения больше, чем все школы, законы и телепередачи вместе взятые. Особенно в наше время, когда мораль и нравственность опущена, что называется, "ниже плинтуса". Используете ли вы этот шанс, чувствуете ли вы ответственность перед зависящей от вас молодёжи? Или вы считаете, что дело музыкантов - петь красивые песни, а не воспитывать?

- Я никогда не говорил, что мы стараемся петь песни, которые нравятся нашим поклонникам. Я говорил о том, что мы исполняем песни, которые в первую очередь нравятся нам. И если происходит , что эти произведения становятся близки не только нам, но и нашей аудитории - значит, мы на правильном пути. На роль воспитателей мы никогда не претендовали. У нас в этом смысле есть определенный внутренний ценз, за который мы никогда не переступаем.

Как вы считаете, разумно ли детям знаменитых родителей продолжать их профессию? С одной стороны, это сделать очень легко: есть все связи, все рычаги "промоушна", дети с детства воспитываются в атмосфере родительской жизнедеятельности… А с другой, публика неизбежно будет сравнивать детей с их прославленными родителями, и, как показывает практика (Кристина Орбакайте, Джулиан Леннон, Стас Пьеха и др…), не в пользу первых. Ваш сын занимается музыкой. Хотите ли вы, чтобы он пошёл по вашим стопам? Или у него другой "музыкальный формат"? Как ваши дети относятся к вашему творчеству? Советуетесь ли вы с ними, как с представителями своей аудитории - молодёжи?

- Я ни в коем случае не навязывал свои пристрастия и увлечение музыкой своим детям, считая, что они сами должны решать свою судьбу. И если они выбрали путь, связанный с музыкой - то это их выбор. А я, в свою очередь, готов помогать им советами. Да и сам часто показываю им новый музыкальный материал и стараюсь прислушиваться к их мнению.

Есть ли место для хобби в вашей активной жизни? Я знаю, что вы любите отдыхать на природе, в лесу. Куда вы любите ездить отдыхать - в России и за рубежом? Бывает ли у вас вообще законный отпуск? Кроме общения с природой, что вы любите делать, чем заниматься "для души"? Как традиционно отмечаете праздники? Любите ли свои дни рождения - сейчас модно их "не любить"?...

- Хобби у меня нет. Отдыхаю, где придется. В последние три года отпуска не было. Были перерывы в гастрольной деятельности, которые мы заполняли работой над новым альбомом. Праздники стараюсь отмечать в кругу семьи или на гастролях. Дням рождениям особо значения не придаю.

В продолжение вопроса: есть ли у вас возможность во время гастролей осмотреть города, в которых вы бываете, зайти в музеи, в театр?

- Раньше такая возможность была, поскольку мы работали по несколько концертов, будучи в одном городе. Сейчас такого не происходит.

Наш журнал называется "Азарт". Вы азартный человек? Что вас может по-настоящему раззадорить? Можно ли назвать вашу гастрольную жизнь азартным занятием? Или она превратилась в рутину? На что вам не жалко тратить деньги? Есть ли в вашей профессиональной деятельности место неожиданностям, странностям, приключениям?

- Человек я не азартный, а раззадорить меня может успешно проведенный концерт или удачный текст на новую песню. Гастроли - это тяжелая работа. И если ты ее делаешь честно и с полной отдачей - испытываешь в определенной степени азарт и удовлетворение. Деньги не жалко тратить на приобретение муз. оборудования, на качественную муз. запись музыки и на своих детей. Неожиданностей, странностей и приключений в нашей творческой жизни хватает с лихвой. Хотелось бы даже, чтобы их было поменьше.

Я очень обрадовалась, когда узнала, что вы любите группу "Пикник", поскольку это тоже моя любимая команда в России. Расскажите, пожалуйста, "откуда есть пошла" эта дружба, что именно вас привлекло в "Пикнике"... Где-то вы говорили, что у вас есть или намечаются совместные проекты - какие?

- После того, как я услышал по радио песни "Фиолетово-Черный" и "Иероглиф", мне очень захотелось познакомиться с группой "Пикник", что и произошло на Фестивале "Нашествие" в 2002 году. Позже, наше знакомство переросло в дружбу. Насчет совместных проектов - речь шла о предложении Эдмунда спеть совместно на их концерте во МХАТе несколько песен, на что я с удовольствием откликнулся и согласился.

Расскажите, пожалуйста о Вашем, готовящемся к выходу, новом альбоме. Когда планируете выпустить, кто является автором песен, его концептуальная направленность.

- Музыкальный материал нового альбома с рабочим названием "Реки времен" с участием Виктора Смольского полностью записан. Больше половины песен готово с текстами. Надеемся, что выпустим его в ближайшем обозримом будущем. Что касается новых песен - мы будем исполнять их на концертах вне зависимости от выхода альбома. Хотелось бы заранее узнать мнение о них со стороны наших поклонников. Авторами песен на новом альбоме выступили все музыканты: Алексей Харьков, Андрей Голованов и я. Отчасти "приложил руку" Александр Манякин.

Тексты пишет Маргарита Пушкина. Само название альбома "Реки времен" говорит за себя. Это наш взгляд в прошлое, настоящее и будущее.

КОНЦЕРТЫ



Copyright R&S © 2009-2024